Традиции армянского народа

Армяне – народ древний и уникальный. Притесняемый, гонимый, но не утративший самоидентификации и сохранивший связь с корнями. Этот народ один из первых принял христианство и обзавёлся собственным алфавитом. На армянском написаны летописи, прекрасные поэмы, стихи и сказания. Богат этот народ яростными воинами, прекрасными женщинами, чувствительными поэтами и мудрыми учёными. И оттого традиции армянского народа, их обряды и суеверия заслуживают особого внимания.

Гостеприимство – закон гор

Гостеприимство – закон гор

У армян есть поверье – то, что ты отдал другим к тебе вернётся сторицей. Чем больше ты помогаешь людям, тем больше помощи будет тебе, чем больше любишь и радуешь – тем больше любви и помощи получишь сам. Поэтому всякое событие в жизни принято отмечать. Ставить на столы лучшие угощения и звать в гости друзей и родственников.

Трепетное отношение у армян и к гостям. С ними нужно быть радушными и вежливыми, в просьбах отказывать не принято. Есть даже странное для нас понятие – «общий гость». Если у одного армянина на ночь останавливался путник, а у хозяина не было еды, воды или лишнего одеяла – он одалживал у соседа «для гостя». Таким образом, путник становился гостем двух хозяев сразу.

Новый год в Армении

Аманор, Навасард или Новый год?

У армян сложные отношения с Новым годом. В языческой традиции было два праздника-«заменителя»: аманор и навасард. Оба считаются календарными. Один отмечает начало нового земледельческого цикла (отмечается в день весеннего равноденствия), второй – закрывает его (летнее солнцестояние). Церковь подобные мероприятия не одобряла, но и запретить их не получалось.

Традиционный в нашем понимании Новый год начал отмечаться армянами только в XVIII веке. Но и языческие праздники никто забывать не стал. Свою сакральную функцию они со временем потеряли, но до сих пор это повод собраться всей семьёй за большим столом и хорошо повеселиться. На сам Новый год (31 декабря) принято обмениваться подарками, пробовать мёд (чтобы наступающий год был сладким) и есть национальный хлеб тари хац. В нём обязательно запекают небольшую монетку. Тот, кому она попадётся, становится «счастливчиком года».

Вардавар

Иван Купала? Нет, Вардавар

Отмечается через две недели после Пасхи. Этимология связывает его то ли с поклонением огню, то ли с «водным путём». Сочетает в себе праздник роз, День святого Валентина и традиционное для наших мест Ивана Купала. В этот день люди украшают себя цветами, признаются в любви, выпускают в небо голубей, поют и веселятся. Есть и шутливая традиция – обливать знакомых и незнакомых людей водой на удачу (если поедете в Армению в эти дни – прихватите зонтик).

Крещение ребенка

Рождение и смерть

Появление в семье младенца считается очень счастливым событием. Особенно радуются ему в сельской местности (где до сих пор считают, что семья без пяти детей – не семья), и особенно – мальчикам. В старые времена существовал специализированный обряд – карасунк – длиной в сорок дней. Роды принимала женщина-татмем (что-то среднее между жрецом и повитухой), она же омывала ребёнка перед крещением и блюла обычаи. Так, перед тем, как отправиться в церковь, молодая мать должна была сорок раз омыться водой и отбить сорок поклонов. Конечно, сейчас такие традиции ушли в прошлое. Но до сих пор дом, в котором появился ребёнок, украшают ветками деревьев и зеленью, а на крестины приглашается вся семья.

Похороны в Армении — тоже сплетение язычества и христианства. Так, покойного отпевает батюшка, над ним читают молитвы и псалмы, но есть и уникальные традиции. Перед тем как вынести гроб из дома, его трижды поднимают и опускают. Впереди похоронной процессии рассыпают гвоздики, а прощание с мёртвым проходит в два этапа: сначала подходят женщины, потом – мужчины. После погребения проводятся поминки, на которые собирают всех родственников.

Армянские традиции – частично христианские обряды, частично – языческие. Какие-то из культурных обычаев армян нам непонятны, какие-то близки. И только одно остаётся неизменным и вызывает неподдельное уважение – крепость семейных уз. И пусть армянские семьи никто не называет «мафией», но по сути все, от мала до велика – опора и поддержка друг друга. Наверное, это – самая главная традиция, которой мы можем научиться у «вторых евреев».

Наталья Шеникина
Наталья Шеникина
Редактор и менеджер
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Познание