Три урока по творчеству В.П. Астафьева : Литература

Литература, 6 класс
Тема “Поэзия природы”
(По рассказам из книги “Затеси” В.П. Астафьева)

Задачи:

1. Продолжить знакомить учащихся с произведениями В.П.Астафьева, развивать у детей интерес к миру, родному краю.

2. Формировать умение видеть красоту природы, созданную писателем, создавать самим сочинения-миниатюры о природе.

3. Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование:

1. Портрет писателя

2. Эпиграф к уроку, красочно оформленный

3. Репродукции пейзажей Левитана, Бенуа, Куинджи

Формы работы:

1. Выразительное чтение

2. Сообщение о В.П. Астафьеве, об истоках его любви к природе

3. Работа с текстами произведений В.П. Астафьева, нахождение слов – образов “для всего живого”.

4. Работа в группах.

5. Беседа по прочитанным произведениям писателя.

Эпиграф

… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он [В.П.Астафьев] от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру. (Н.Яновский)

Ход урока

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, прекрасном писателе, нашем земляке В.П.Астафьеве. Любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного, характерно для него и его творчества. Удивительным даром он обладает — даром “рисовать словами” так же, как художник рисует карандашом. Задача урока — поучиться у мастера слова тому, как он описывает природу, какие слова находит для птиц и зверей, цветов и грибов, кленов и сосен. Н. Яновский (литературный критик) сказал (обращение к эпиграфу урока): “… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделен наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру”

II. Сообщение учащегося об Астафьеве В.П. (Материал для сообщения взят из статьи писателя “Сопричастный всему живому”. Журнал “Литература в школе”, 1989 г., № 2.)

“…я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, Караульный бык, нависшей над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утра с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках… Памятны мне и летние деревенские вечера… Пахнет дымокурами, оседающий пылью, куриным пиром, несет запахом вареной картошки… Однако по-особенному, как-то даже притаенно и робко любил я зимние вечера. Над увалами за селом долго и недвижно багровела красная заря на ветер. Село цепенело в сумерках от мороза; хрустело под ногами людей, хрупало под копытами лошаденок, трещали деревянные избы, из скалистого коридора реки тянуло каленым хиусом, коробящим лицо… Еще очень любил я и люблю цветы. На заимке бывало заливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слезками… И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.

Рано потерявши мать – она утонула в Енисее весной 1932 года — я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.

III. Реализация домашнего задания – результаты индивидуальной работы учащихся по рассказам В.П.Астафьева “Зелёные звёзды”, “Падение листа” (от слов “Впереди, чуть выдавшись к дороге, стояла некрупная, коленом изогнутая черно-пегая берёза…” до слов “…стал частицей того мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается всё доброе, нужное…”), “Родные берёзы” ( от слов “В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира…” до слов “…белые стволы берез пестрели…покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности”

План работы над рассказом или отрывком из него

1. Выразительное чтение отрывка из произведения, указанного учителем.

2.Определение темы и главной мысли художественного текста

3. Нахождение в тексте слов-образов: метафор, эпитетов, сравнений, — использованных автором для создания картин природы

Примерный ответ учащегося по рассказу “Зеленые звезды”

В рассказе “Зеленые звезды” В.П.Астафьев говорит о лесе, расположенном по берегу реки Койвы, и о прибрежных озерах; главная мысль, которую хочет донести до читателя автор, на мой взгляд, заключается в том, что он верит всему, что связано с лесом, и , наверное, хочет, чтобы и мы верили в лес. Для В.П.Астафьева лес связывается со всем живым. Пока человек будет верить в лес, в природу, будет беречь её, у него будет будущее.

Посмотрите, каким автор оказывается наблюдательным, с каким чувством нежности говорит о кувшинках, о “запламеневшей” рябине, о папоротнике! Эти образы создаются с помощью эпитетов (мир “оробевший, то есть притихший, затаившийся, не знающий, что будет дальше, ведь “леса ещё в зелени”, а уже выпал первый снег; рябина — “пугливое” дерево, наверное, оно раньше всех почувствовало приближение снега и напугалось, так как совсем не готово к зиме; “грустный шорох” падающих розеток с рябин, мне кажется, что грусть вызвана опять же ранним снегом и холодком, видимо, недостаточно долго радовали людей своей красотой рябины, поэтому и грустят, как люди) и метафор (здесь есть скрытое сравнение кувшинок с ладошками: листья кувшинок, широкие и круглые, ровно лежащие на водной глади, напомнили автору по форме ладошки; кисти рябин – заполыхавшие огоньки, действительно, среди снежной равнины красные розетки как огоньки: их хорошо видно; пучки папоротника – зелёные звезды, если представить, что снежная равнина – это безбрежное небо, то пучки папоротника как зелёные звезды.) Так говорить о природе, я думаю, может человек, который любит её. Будем у мастера слова учиться быть внимательными к природе и видеть её красоту.

Обобщая сказанное учениками, отмечаем еще раз бережную и трепетную любовь писателя к природе, желание подглядеть и понять ее тайны, воспеть ее красоту.

IV. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с отрывком из рассказа В.П. Астафьева и готовит выразительное его чтение, находит в нем слова — образы. Девиз, под которым будет проходить эта работа, взят из стихотворения Н.Рыленкова “Всё в тающей дымке”: “Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце”.

Карточка №1 (Из рассказа «Васюткино озеро»)

Тайга… Тайга… Без конца и края тянется она во все стороны. Облака над головой редкие, но чем дальше смотрит Васютка, тем гуще они, и, наконец, голубые прорехи исчезают совсем. Словно прессованная вата, облака лежаться на тайгу, и она растворяется в них.

Карточка №2 (Из “Затесей” — “Ягодка”)

До сосновой гривы рукой уже было подать, как вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной реки и колючек землянику в цвету. Октябрь месяц, осень, глухая осень, лист, почти весь упал, а земляника цветет! Я наклонился к ней. На тощеньком стебельке, в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветочек.

Карточка №3 (Из “Затесей” — “И прахом своим”)

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.

Карточка №4 (Из “Затесей” — “Ясным ли днем”)

На поселок опустилась ночь. Из низины, от ручки и прудка, по ложкам тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. Он начал пятнать огороды, крыши домов. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, иглистыми звездами.

Карточка №5 (Из “Затесей” — “Летняя гроза”)

Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел, расходился, и вскоре протоке сделалось тесно от пузырьков, которые лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробиться сквозь него и сконфуженно залег в лесу.

Карточка № 6 (Из рассказа “Восьмой побег”)

Тропинка пошла по срезу горы. На косогорах улыбчиво поблёскивали румяные сыроежки. Из-под хвои, почуяв сырость, рыжики выпрастывали любопытные, тугощёкие рожицы. Появились пупырышки опят на пнях, и совсем уже расслюнявились маслята. Грибам было хорошо.

Подытоживая выступления учащихся, поставим вопросы перед классом:

— Какими чувствами должен обладать человек, чтобы так поэтизировать природу?

— Какое качество нужно иметь писателю для того, чтобы видеть всё, что происходит в природе?

V. Вывод – обращение к эпиграфу и заключительный вопрос.

“… охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей и птиц, он от природы наделён наблюдательностью, он переполнен любовью к многоцветному миру”, — сказал Н. Яновский.

Прав литературный критик, сказав о писателе, что “он переполнен любовью к многоцветному миру”? Аргументируйте свой ответ.

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру о природе на одну из тем: “О чём может рассказать нам северное сияние?”, “Что может пропеть нам в полярную ночь северный ветер?

Урок литературы, 7 класс
Тема моральной ответственности за все, хорошее и дурное, происходящее на земле
(по повести В.П. Астафьева “Кража”)

Задачи:

1. Продолжить знакомство с творчеством В.П. Астафьева. Выявить истоки его отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую.

2. Побудить учащихся к размышлению над своей собственной судьбой, к поискам путей нравственного самоусовершенствования.

3. Воспитывать гражданскую и социальную активну личность.

Эпиграфы:

1. В прозе В.П. Астафьева “размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и егонравственных устоях…” ( Макаров)

2. Вы живете среди людей… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. (В.А. Сухомлинский)

3. Делать людям хорошее – хорошеть самому. (Л. Татьяничева)

Оформление:

1. Портрет писателя.

2. Запись на доске темы урока, эпиграфов и вопросов к уроку по биографии писателя и повести “Кража”.

Вопросы по биографии писателя и повести “Кража” (записанные на классной доске)

— Где истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на страдания дерева или пичуги?

— Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего себе вопросы: “Все ли сделал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?”

— Критик А. Макаров писал, что в Толе Мазове “… происходит бурный … процесс рождения в человеке человека”. Как вы понимаете эту высказанную мысль?

— Что является для писателя, по вашему мнению, мерой оценки человеческих поступков? Какие высказывания выдающихся людей вы бы использовали, отвечая на этот вопрос?

Формы работы:

1. Слово учителя.

2. Сообщения учащихся

— “Биография В.П. Астафьева”

— “Анализ детской преступности в регионе, городе” (поматериалам центральной и местной периодики)

3. Словарная работа

4. Беседа по проблемным вопросам

5. Выразительное чтение эпизодов

ХОД УРОКА.

I. Слово учителя, включающее лексическую работу.

1. Тема и задачи урока.

2. Лексическая работа.

  • Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу.
  • Нравственность – (то же, что и мораль).
  • Нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения.
  • Гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.
  • (Синонимом может быть слово милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь).
  • Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде.
  • Тлен – то, что непрочно, преходяще, не имеет истинной ценности.

3. Вступительное слово об Астафьеве.

В одной из миниатюр, а точнее “Чтобы боль каждого…”,

В.П. Астафьев рассказывает о местечке Гелати, что расположено в глубине Грузии. Здесь стоит древний собор, воздвигнутый еще Давидом – строителем в далекие времена. Собор был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти виднелись клочки фресок.

Автор объясняет, что по дикому обычаю завоеватели монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. Но царь Давид строил собор на века, и меж кровлей купола по велению Давида была налита прослойка свинца. От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы иноземных завоевателей. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный бог.

(Далее читается отрывок миниатюры “Чтобы боль каждого…” от слов “Совсем уж тихо, с опущенной головой…” и до конца миниатюры).

Вопрос после прочтения:

— О чем нам с вами говорит “мудрая печаль нетленных слов”: “Пусть каждый входящий в этот храм наступит на мое сердце, чтобы слышал я боль его…”?

II. Сообщение учащегося о писателе и ответы на поставленные вопросы. (Материал о биографии писателя взят из статьи “Сопричастный всему живому” в журнале “Литература в школе” 1989 год № 2).

Вопросы перед сообщением о писателе:

— Где истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться на беду человеческую, на страдания дерева или пичуги?

— Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего себе вопросы: “Все ли сделал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?”

Обращаем внимание на слова критика А. Макарова, взятые в качестве эпиграфа: “ В прозе В.П. Астафьева размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях…”

III. Беседа по повести В.П. Астафьева “Кража”.

— Кратко передать содержание повести.

(Место действия – Краесветск, детский дом. По разным причинам оказались в нем дети. Ребята совершают преступление: они крадут деньги из кассы бани. Кассирша находится под следствием, а двое ее детей отправляются в детдом. Затем усилиями Толи Мазова и других ребят деньги были возвращены. Мать детей на свободе.)

— Обращение В.П. Астафьева к теме детства не случайно. Валериан Иванович Репнин – заведующий детским домом в разговоре со Ступинским привел слова великого немецкого поэта: “Если мир расколется – трещина прежде всего пройдет по душе поэта”. А затем добавил еще от себя: “А я думаю: прежде всего пройдет она по судьбам детей”. Как вы понимаете эти слова и справедливы ли они?

— Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, как оказались дети в детдоме, какова их судьба?

— Судьба Гошки Воробьева (глава 1)

— Судьба Саши Рагулина, Гали Косовой, Паралитика, Попика (глава 2)

— Судьба Деменкова, Борька Клин – голова (глава 2)

— Судьба Толи Мазова (глава 4)

— Судьба Зины Кондаковой (глава 6)

Совершена кража.

— Почему Толя Мазов решает вернуть деньги?

IV. Выразительное чтение учителем эпизода схватки Толи Мазова и Деменкова.

Вопросы классу после прочтения:

— Какая сила помогла стать Толе Мазову против властного и почти готового убийцы Деменкова?

— Чем опасен Деменков?

Итог. Помогли добрые люди, которые его окружали: комендант города Ступинский, зав.детдомом Репнин, кочегар Ибрагим, профсоюзный дядька Махнев, т. Уля, сами ребята, которые объединились вокруг Толи Мазова (глава 8), и книги, которые он прочитал (глава 8).

— Толя Мазов одержал победу. Только ли Деменкова одолел Мазов?

Какую победу он еще одержал?

(Обратим внимание учащихся на следующие моменты. Не столько Деменкова одолел, сколько душу вывел из потерянности и сомнения. Уместно вспомнить афоризм философа Б. Кальдерона “Величайшая победа есть победа над самим собою”.

(Глава 9) После признания Репину: “Я, может, никого так в жизни не уважал, как вас” Толя Мазов думает: “… каким застенчивым сделался Валериан Иванович, когда … сказал ему про уважение, как покраснел этот тяжеловатый, насупленный человек, как засуетился, отыскивая очки в кармане …”

“Толе было неловко и в то же время приятно, что решился сказать такое Валериану Ивановичу. Сказал и равно бы невесть какую работу важную сделал или дал кому-то подарок. И лицо побитое уже меньше болело. И вообще стало легче как-то, уютней на душе, и мысли ровнее пошли. Каким-то далёким, отмякшим проблеском сознания, еще не склеенным сном, Толя отметил: “Вот это, видать, и есть счастье: не болеет, теплынь под одеялом, и о деньгах можно не думать”).

V. Выразительное чтение эпизода – глава 13.

Вопросы после прочтения:

— С какой целью в содержание повести автор включает эпизод поиска фамилии для Паралитика? Почему Паралитик плакал?

— Почему повесть называется “Кража”?

(Уточнить: украли деньги, украли мать у детей, украли у детей детство и т.д.)

VI. Сообщение о детской преступности в регионе, в городе.

Вопросы классу:

— В чем вы видите причину детской преступности? Кто виноват? Как на эти вопросы помогают ответить эпизоды (глава 13)

— Что является для писателя, по вашему мнению, мерой оценки человеческих поступков? Какие высказывания выдающихся людей вы бы использовали, отвечая на этот вопрос?

VII. Заключение — выразительное чтение эпизода “Толя Мазов на кладбище у Гошки Воробьева” и слово учителя.

Вопросы Толи Мазова не только к самому себе, но они и к нам.

Спешите, торопитесь, не опаздывайте с любовью к живым, им помогайте преодолеть заботы бесконечно текучих дней.

Урок литературы, 8 класс
Тема “Повесть В.П.Астафьева “Стародуб” —
повесть о непобедимости добра, необходимости согласия человека и природы”

Задачи:

1. Познакомить учащихся с повестью В.П.Астафьева “Стародуб”, раскрыть мир людей и природы, пребывающий в неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью.

2. Побудить учащихся к нравственной оценке, к осознанию собственных духовных возможностей

3. Воспитывать стремление к деятельному добру, учить правильному взаимодействию с окружающим миром.

Эпиграфы к уроку учащиеся подбирают самостоятельно, работая с подборкой литературы о В.П.Астафьеве (список литературы указывает учитель).

Возможные эпиграфы:

В прозе В.П. Астафьева размышление о нашей жизни, о назначение человека на земле и в обществе и его нравственных устоях…(А.Макаров)

Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце. (В. Курбатов)

…общение с природой, труд во имя неё есть древняя, неизменная, самая может быть, надёжная радость в жизни человека. (В.П. Астафьев)

Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности. (В.М. Ярошевская)

Оформление:

1. Портрет писателя

2. Оформленные эпиграфы

3. Вопросы, которые автор задает себе, записанные на доске:

— За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я этого счастья?

— Все ли делал для счастья других?

— Не разменял ли так тяжело доставшуюся мне жизнь на пятаки?

— Всегда ли был честен перед собой?

— Не рвал ли хлеб изо рта близких?

— Не оттирал ли с дороги локтями слабых?

Виды деятельности:

1. Самостоятельный поиск эпиграфов к уроку

2. Сочинение-рассуждение (сочинение-миниатюра)

3. Сообщение учащегося

4. Аналитическая беседа по повести

5. Выразительное чтение по ролям диалога

Ход урока

I. Слово учителя: сообщение темы и задач урока, анализ подобранных эпиграфов к уроку.

II. Сочинение-рассуждение (сочинение-миниатюра).

Знакомство с творчеством В.П.Астафьева продолжается.

Многие его произведения уже прочитаны, некоторые представление об авторе как о писателе и гражданине уже есть.

Поэтому, чтобы проверить знания учащихся об авторе, его жизненной позиции, предлагаем написать сочинение-миниатюру

“Говорят, что В.П.Астафьев…”. Учащимся нужно продолжить формулировку тезиса и привести аргументы, раскрывающие выдвинутое положение.

Возможное сочинение-миниатюра.

Говорят, что В.П.Астафьев – писатель, раскрывающий в своих произведениях нравственные принципы, которые никогда не устаревают. Об этом слова А.Макарова, В.Курбатова, В.Ярошевской и других литературных критиков.

Я разделяю их мнение. Мое знакомство с писателями началось с рассказа “Васюткино озеро”, а затем были рассказы “Фотография, на которой меня нет”, “Монах в синих штанах”, “Последний поклон”. Сейчас я прочитала повесть “Стародуб”. Действительно, во всех произведениях Виктор Петрович рассуждает о том, что есть добро и зло, любовь и ненависть. Делится с нами, читателями, наболевшим. Советует быть честными, соблюдать моральные нормы в обществе, постоянно заставляет думать о том, чем наполнить жизнь, чтобы оставить о себе добрую память. Я горжусь Человеком и писателем В.П.Астафьевым. Особенно приятно, что он мой земляк и ему небезразлична судьба родной земли.

III. Сообщение учащегося “Страницы жизни В.П.Астафьева” (По страницам альбома “Виктор Астафьев. Во глубине России”. Составитель альбома и автор текста Ярошевская В.М. и по материалам статьи В.П.Астафьева “Стержневой корень”.

IV. Беседа по содержанию повести В.П.Астафьева “Стародуб”.

Вопросы:

С какой целью автор рисует мир Вырубов? Изображая темные углы жизни, показать ужас жизни или определить степень жизнестойкости добра?

(Обратить внимание учащихся на то, как появилось село, кто стал первым его жителем, на нравы сельчан. Мир жесток: не помогли плотогонам, так как нет резона спасать тех, от кого надежно спрятались; хотели мальчика с раздавленной рукой посадить на плотик и оттолкнуть его, принести в жертву Култыгина; не помогли киргизу с мальчиком, обрекли его на гибель. В основном жители Вырубов – люди непривлекательные, они были людьми гонимыми. Самоизоляция привела их к духовному оскудению. Человек перестает быть человеком, когда он не в состоянии не только творить добро, но и отзываться на него, воспринимать его).

2. “Култыш – единственный луч света в темном таежном царстве кержацкого села”, — так сказал о нём исследователь творчества В.П.Астафьева А.П.Ланщиков. Согласны ли вы с тем, что Култыш – луч света в темном царстве?

Что дает ему силы в противостоянии злобному, оскверняющему человеческие чувства миру Вырубов? (Умение любить и быть верным в любви, единение с природой, нравственное благородство отличает Култыша. Люди его оттолкнули, не раз обрекали на гибель, а ведь именно Култыш приносит им, не держа зла, мясо в дни беды и раздает его.Амос выпытал у пьяненького Култыша, где пасётся маралуха с телёнком, по сути предал его, а Култыш идёт на поиски пропавшего в тайге Амоса. Култыш “не родил” добро, он принял его как эстафету от Фаефана и понёс дальше. Когда умер Фаефан, его свет (добро) ещё долго шёл к людям через Култыша).

3. “Тайга – клад, но с чистым сердцем надо к нему притрагиваться”, — говорит герой повести “Стародуб”. Как вы понимаете его слова и можно ли согласиться с такой точкой зрения? (Обратить внимание на то, что Амос и Култыш – выразители разных взглядов, разного отношения к тайге. Включить выразительное чтение по ролям диалога Култыша и Амоса. Култыш обвиняет односельчан в трусливо – хищническом пользовании тайгой, словно это неприятельская земля и ее можно истреблять безнаказанно. Почему погиб Амос в тайге? Амос больше всего думал о себе, а что станет с людьми, его не интересовало.)

V. Итог урока.

Вопрос:

“…ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее. Учат ценить абсолютные ценности”, – писала В.Ярошевская.

Какие моральные нормы проповедует В.П. Астафьев и какие моральные нормы необходимы для формирования наших душ?

Литература к уроку

1. Н. Яновский. Виктор Астафьев. Очерк творчества. М., “Советский писатель”, 1982г.

2. В. Курбатов. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярское книжное издательство, 1983г.

3.В.П. Астафьев. Библиографический указатель. Вступительная статья А. Пантелеевой. Красноярское книжное издательство, 1989г.

4.В.П. Астафьев. Во глубине России. Составитель альбома и автор текста В.М. Ярошевская. Издательство “Кредо”, 1998г.

Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание