Урок внеклассного чтения по творчеству А.П. Платонова. «Сила любви в рассказе «Корова»» в 6-м классе : Литература

Цели урока: Продолжить знакомство с текстом рассказа “Корова”, с его основными проблемами; обсудить проблему человека и окружающего мира; помочь детям почувствовать главное в рассказе: сострадание и любовь ко всему живому; закрепить понятия “пейзаж”, “идея”, “эпизод”.

Методические приемы: аналитическая беседа, работа с текстом рассказа, пересказ.

Оборудование урока: рассказ “Корова” А. П. Платонова, рисунки учащихся, фотографии, “кроссворд А. П. Платонова “Корова””.

Ход урока

1. Слово учителя.

Учитесь насаждать любовь, как сад,
Старательно, как истинный садовник,
Где если солнце — зреет виноград,
А если тень — божественный крыжовник.
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.
Учитесь воздавать за доброту,
За то тепло, что ни огонь, ни пламя,
А видишь: пробивает мерзлоту,
И если нужно, согревает камень.
Учитесь вдохновенно у небес,
Восславивши Творца природы вечной.
И возрождайтесь, как весною лес,
И умирайте к жизни бесконечной,
(слова инокини Людмилы)

Только что прозвучали прекрасные строки: “Учитесь насаждать любовь как сад…”,

“Учитесь отдавать любовь легко…”, “Учитесь воздавать за доброту…”.

Андрей Платонович Платонов в последние годы своей жизни работал над переложением народных сказок. Результатом этой работы явились изданные при поддержке М. А. Шолохова книги русских сказок “Финист – Ясный Сокол” (1947), “Волшебное кольцо” (1949), “Башкирские народные сказки” (1947).

Во всех платоновских сказках воплощается принцип: невозможного нет, все возможно. Этот же во многом детский принцип (не испорченный еще жестоким сопротивлением взрослой жизни) реализуется в детских рассказах писателя.

В рассказах А. П. Платонова “Июльская гроза”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Еще мама”, “Корова”, “Никита”, “Любовь к родине, или путешествие воробья” и др. действуют любознательные, желающие докопаться до сути любой вещи герои.

В них формируется склонность к осмыслению жизни, желание быть на земле хозяином. Живя среди животных и растений, человек, по мнению писателя. Несет ответственность перед ними.

Рассказ “Корова” автором не датирован. Он был опубликован посмертно по тексту машинописи, подготовленной Платоновым к печати.

2. Предварительная беседа.

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ?
  • Какой эпизод вам особенно запомнился? Почему рассказ называется “Корова”?

Речь идет о жизни и смерти коровы, пережившей потерю теленка. Именно корова становится для Васи Рубцова нравственным ориентиром в жизни.

В какое время года происходит действие рассказа?

Найдите описание пейзажа; определите, какова его роль в рассказе.

Пейзаж — (француз. — страна, местность) — картина природы в художественном произведении.

Действие в рассказе происходит осенью: “На дворе стояла осень. Вокруг дома… простирались ровные, пустые поля, отражавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные”, “Небо, покрытое серой прохладной наволочью”, “голые кусты, омертвевшие на зиму.

Умирающая к зиме природа, описанная автором в рассказе, настраивает на размышления о жизни и смерти.

Над чем заставил вас задуматься рассказ А. П.Платонова?

Связь человека с окружающим миром; отношение ко всему живому; творческое отношение к труду; назначение человека на земле.

3.Пересказ эпизодов.

Задание. Восстановите содержание рассказа, пересказав запомнившиеся эпизоды, интонационно выразив своё отношение к ним.

Учащиеся в логическом порядке в соответствии с содержанием пересказывают наиболее яркие эпизоды рассказа.

Эпизод (от греч. — случай) — отрывок художественного произведения, обладающий

относительной законченностью произведения.

  1. Работа с рисунками.
  2. Задание. Найдите описание коровы. Сравните с подготовленными рисунками. Определите, чей рисунок в большей степени передает не только внешний вид коровы, но и ее душевное состояние, характер.

Почему у коровы нет имени?

Серая степная корова черкасской “породы”; “добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело… нежное покойное вымя с маленькими высохшими сосками… крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

Отсутствие имени подчеркивает обычность коровы.

5. Беседа по вопросам.

В чем заключается причина горя коровы? Как она выражала его?

Корова потеряла сына; она молчала и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным и могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением; как это может делать человек. Корова перестала есть.

Почему корова погибла?

Со смертью теленка корова потеряла смысл жизни, лишилась воли.

Какое впечатление произвел на вас Вася Рубцов?
Вася вызывает большую симпатию своим участием ко всему живому, трудолюбием.

Каково отношение Васи Рубцова к окружающему миру?

Мальчику интересен весь мир, он чувствует родственную связь с каждым человеком.

Как относится к корове герой рассказа?

Ему нравилось в корове все…, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу, то есть жила для других.

Какая черта характера Васи подчеркивается описания встречи его с паровозом?

Любопытное отношение его мучило, если он видел какой-нибудь предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и как действуют. Вася продемонстрировал хорошее знание паровоза.

Почему мальчик сам предлагает помощь машинисту?

…Ему было интересно работать, он чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шел за ним и лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался.

Как в этом эпизоде автор передает свое отношение к природе?

Словами машиниста: “Не было бы своего сына, я бы усыновил этого. Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди.

Какой смысл заключен в словах машиниста?
Человек существует для того, чтобы трудиться и помогать окружающим. Вася, несмотря на малолетство, уже понял это, поэтому является уже “полным” —
полноценным человеком.

Почему машинист добавляет денег на покупку коровы?

Во-первых, он чувствует свою вину, так как задавил корову; во-вторых, им движет чувство взаимопомощи: “Твой сын мне помогал, и я вам помогу”. Автор приводит мысль о единении людей.

Задание. В школе мальчику задали работу на тему: “Как я буду жить и работать, чтобы принести пользу нашей Родине”. Прочитайте сочинение, которое написал Вася после гибели коровы. Какова его основная мысль?

Один из учеников читает сочинение, написанное Васей Рубцовым.

Какой урок преподала корова Васе?

Урок доброты, бескорыстия и самопожертвования.

Какова идея рассказа?

Любовь к человеку, сострадание ко всему живому на земле.

Идея от греч. — основная мысль художественного произведения.

5.Кроссворд “А. П. Платонов “Корова”.

6.Заключительное слово учителя.

Что значит любить? В чем проявляется любовь?

Милосердие, забота, участие, внимание, доброта, жалость, сочувствие, сострадание.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать, и насыщать
У вечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться с тьмой, бороться с ложью,
И сеять братские сердца
Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности — любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком…

Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю,
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.
А. Платонов. Из ранней лирики.

Для А. П. Платонова все, что его окружало, есть живое: реки и дома, машины и паровозы, животные и растения — все могло испытывать горе и радость, боль и наслаждение. А человек, по мнению писателя, призван объединять этот мир. “И теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце…” — записал в автобиографическом письме в 1922 году А. П. Платонов.

В переживаниях Васи Рубцова просматривается отношение самого А. П. Платонова к миру. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир. Единение людей — вот нравственные заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.

Мир Платонова — мир тружеников, мастеров. Ремесло рабочего, желающего докопаться до сути любой вещи, до “сердца” любого устройства, окружено у писателя редким уважением. Потому с такой любовью относится автор к Васе Рубцову.

А. П. Платонов как-то записал: “Оставляй для судьбы широкие проходы”. Герою рассказа “Корова” “широкий проход” для судьбы им самим уже обеспечен. Главную свою задачу А. П. Платонов видел в том, чтобы “сеять души в людях”. Казалось бы, люди и так обладают душой, и зачем писателю понадобилось сеять ее?

Оглянитесь вокруг: один сорвал без особой надобности цветок и бросил его, другой кинул камень в собаку или кошку — таких людей называют бездушными. А животные и растения, по мнению А. П. Платонова, призваны “облагораживать” человечество.

А. П. Платонов пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Нежностью наполнено описание коровы, ее страданий, человечность материнских чувств которой заставляет сжиматься сердце.

“Любовь — мера одаренности жизнью людей”, — писал А. П. Платонов. Насколько человек способен любить окружающий мир, настолько он одарен жизнью. Живя в мире, платоновский герой постоянно ощущает в себе любовь ко всему живому. С таким героем мы и познакомились в рассказе А. П. Платонова “Корова”.

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание.

Составить характеристику* Васи Рубцова по следующему плану:

  1. Когда и в какой среде жил Вася?
  2. Внешний облик мальчика.
  3. Как характеризует Васю его манера держаться и разговаривать со взрослыми?

  4. Основные черты характера: любовь к животным, трудолюбие, любознательность, усердие и настойчивость, самостоятельность.
  5. Как характеризуют Васю машиниста: “Не было бы сына, я бы усыновил этого… Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…”.
  6. Отношение автора к герою.