Произведения о родине, природе и себе. Н. Рубцов «Родная деревня» : Литература

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель:

  • сформировать представление об образе Родины в лирике Н.М.Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их;
  • тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.
  • обучение комплексному анализу стихотворения; работа над выразительным чтением.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научиться анализировать поэтический текст
  • Коммуникативные: Формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.
  • Регулятивные: Уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа.
  • Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки разительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов.
  • Личностные: Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Оборудование: портрет, рисунки учащихся, проектор, экран, презентация, аудиозапись песен Рубцова

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам и жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
Н.Рубцов

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Звучит запись песни на стихи Н.Рубцова “Букет”

— Знаете ли вы, кто автор слов этой песни?

— Автором слов песни “Букет” является известный поэт Николай Михайлович Рубцов, основная тема стихотворений которого — тема родины, родной природы.

Работа с эпиграфом.

(Учитель читает эпиграф)

— Ребята, какие чувства вы испытываете, когда речь идет о Родине?

Вступительное слово учителя.

Запись темы урока.

— Какие знания и умения вы хотели бы приобрести по теме урока

— Какие знания и —

— Работая на уроке, за каждый ответ без моего напоминания вы берете из коробочки фишку. Проверяя вашу активность, в конце урока мы их посчитаем.

 

Учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы под руководством учителя.

 

 

 

Гордость, радость, счастье

 

 

Биография писателя, анализ стихотворений

Л.: личностное жизненное самоопределение

П.: извлекают нужную информацию

К.: строят небольшое монологическое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.: оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности

II. Работа над темой урока.
1. “Давайте познакомимся”

Приложение № 1

Подготовленные учащиеся представляют сообщение о Рубцове П.: слушают, извлекают нужную информацию

К.: строят монологические высказывания

2. Работа над комплексным анализом стихотворением Н. Рубцова “Родная деревня”.

— Какие ассоциации возникают у вас в связи с выражением «Родная деревня»

Физминутка

2.1. Чтение стихотворения “Родная деревня” (фонохрестоматия)

 

 

— Чистый воздух, голубое небо, птицы, лес, зелень

 

Учащиеся прослушивают текст

 

 

 

П.: знакомятся с содержанием Рубцова “Родная деревня”

Л.: оценивают содержание материала с нравственно-этической точки зрения

2.2. Выявление и активизация опыта первичного восприятия.

Вопросы для анализа стихотворения.

— О чем это стихотворение. Какова его тема?

— Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души?

— Объясните значение слова “побережий” в данном стихотворении.

— Определите, какой частью речи будет слово “проезжий” в первой строке стихотворения и слово “проезжий” в шестой строке?

Работа с литературным термином

— Найдите повторяющиеся строки.

На что указывает повтор строки: “Где кончил начальную школу!”?

— Сколько раз в стихотворении повторяется местоимение “я”? Какую роль выполняем повтор этого местоимения?

— Какова цель лирического героя? О чем он мечтает?

— Почему в детстве все хотят уехать из родных мест?

— Как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям?

Работа в парах

— Найдите имена сущ-ные, создающие образы стихотворения?

— Назовите те, которые встречаются в тексте дважды.

— Какую роль они выполняют?

— Найдите глаголы.

— Какие художественные средства использует поэт в этом стихотворении?

-Найдите грамматические основы в предложениях первой строфы

— Обратите внимание, что подлежащее стоит после сказуемого. Автор использует обратный порядок слов, который называется инверсия

— Какие знаки препинания в конце последних строк трех четверостиший?

— Какие картины детства встают перед глазами поэта?

— Сформулируйте тему стихотворения.

— Как вы понимаете, что такое малая родина?

— Какова идея стихотворения — основная мысль, то ради чего написано. Найдите в тексте строки.

 

Учащиеся формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

 

 

 

 

 

 

Повтор усиливает восприятие детства именно годами учебы в начальной школе.

Такой прием называется рефрен. Запишите в тетради:

Рефрен – повтор одного или нескольких слов или строк.

 

 

 

 

Проезжий, дороги, побережий, деревня, Никола, школа, мальчишка, гость, след, дорогу, девчонок, пеленок, провинция, столицу, столице, жизнь, за границей, Никола, школа.

(Проклинает проезжий, люблю я)

ИНВЕРСИЯ – “перестановка”, — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение.

 

 

— Основная тема — тема малой родины.

Малая родина – место, где человек родился и вырос.

 

 

 

Л.: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

П.: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.3. Выставка рисунков.

— Вашим домашним заданием было нарисовать любимый уголок природы

Учащиеся представляют свои работы Л.: понимают значение малой родины в жизни человека
2.4. Чтение стихотворений Н.Рубцова подготовленными учащимися

«Береза», «Первый снег»

— Неслучайно сегодняшний урок мы начали с песни, автором слов которой является Н.Рубцов. Многие стихи Рубцова положены на музыку. Я предлагаю вашему вниманию запись песни на стихи Н.Рубцова «Тихая моя Родина»

Подготовленные учащиеся знакомя одноклассников с другими стихотворениями поэта П.: слушают, извлекая нужную информацию

Р.: принимают и сохранят учебную задачу

Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть

2. Нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению (по желанию учащихся)

   
Рефлексия
Продолжи предложения:

Для меня малая родина – это…..

Место, где я родился и вырос….

Я понял, что…

— Поднимите руки, у кого более 5 фишек. Молодцы, вы получаете оценку отлично.

  П.: приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность

К.: строят небольшие монологические высказывания

Р.: оценивают свою работу.