Литературная игра по роману Жюля Верна «Таинственный остров» : Литература

Цель: познакомить с личностью и творчеством Жюля Верна.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование информационной компетентности; на приобретение навыков работы с различного рода источниками информации; на умение систематизировать и обрабатывать извлечённую информацию.
  • Расширение активного и пассивного словаря обучающихся.

Развивающие:

  • Создание условий по организации деятельности учащихся, направленных на формирование коммуникативной компетентности; на приобретение навыков продуктивной групповой коммуникации: умению договариваться внутри группы о правилах обсуждения, умению развивать и уточнять идеи друг друга, умению кратко и точно излагать свои мысли.
  • Развитие памяти, образного мышления, воображения обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся потребности в чтении художественной литературы, в частности приключенческой литературы.
  • Воспитание бережного отношения к книге.
  • Понимание ценности совместной деятельности “учитель — ученик”, “библиотекарь — ученик”, “ученик — ученик”.

Целевая аудитория: учащиеся 7 классов.

Оборудование:

  • Листы с заданиями для групп, презентация в формате Windows XP Microsoft Office 2007 PowerPoint, позволяющая познакомить обучающихся с фактами биографии Жюля Верна и помогающая организовать конкурсную часть игры, листы с заданием, верёвка, материалы для жюри, грамоты и призы для победителей.
  • В литературной игре принимают участие 2 команды по 5 человек, сформированные из учащихся 7 классов.

Ход урока

1 этап (организационный).(слайд № 1) звучит музыка

(Вступительное слово заведующей школьной библиотеки и учителя литературы).

Презентация

Приложение

Библиотекарь:

(слайд №2) Здравствуйте, ребята! В начале октября отмечается Открытой урок чтения. Мы рады приветствовать вас на нашем замечательном празднике – празднике чтения, празднике книги. Книги входят в вашу жизнь с раннего детства и становится её неотъемлемой частью. Одни из них расскажут вам о далеком прошлом, другие поведают о настоящем и увлекут вас в мир будущего. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце и формируют вкус.

Учитель:

И сегодня на Открытом уроке чтения у нас с вами встреча с такой книгой. Это Жюль Верн “Таинственный остров”. (слайд №3) Нас ждёт литературная игра, где вы будете и слушателями, и участниками.

Помогут провести нам игру ученики 7 “А”класса Ксения Плясунова и Виктор Катаев. Итак, начнём!

2 этап (деятельность ведущих и деятельность учащихся).

Ведущие:. (знакомство с презентацией о творчестве Ж.Верна). (слайд №4- 15)

Ученик 1 (Витя) (слайд № 17)

Я приглашаю всех на таинственный остров. Командам подняться на сцену.

Ученик 2:

Следить за жизнью на таинственном острове будет компетентное и строгое жюри в следующем составе… (представление членов жюри)

Ученик 1: Витя

Конкурс № 1: “Представление команд” (Слайд 18)

(Представление команд. Команда проговаривает своё название.)

  • Команда 7 “А” — … (аплодисменты)
  • Команда 7 “Б” — … (аплодисменты)

Молодцы, ребята! Жюри оценит вашу команду

Ученик 2: Ксюша

Конкурс № 2 “Угадай героя” (на обдумывание вопроса даётся 3 минуты)

Член команды вытягивает карточку, на которой напечатан отрывок из романа с описанием героя произведения. Прочитав описание, команда должна угадать имя героя. (слайды№ 38-41)

Конкурс оценивается в 5 баллов

Ученик 1: Витя

Команды работают, а у нас игра со зрителями.(слайд № 20-36)

Ученик 2: КСЮША

А теперь послушаем ответы ребят. Готовы. Кому достался этот вопрос?

Правильный ответ… Отвечает команда…

Жюри оценивает ваши ответы.

Ученик 1: Витя

Конкурс № 3 “Конкурс капитанов” (слайд №42)

Капитанам предлагаются вопросы на морскую тематику.

Конкурс оценивается в 5 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).

Ученик 2: КСЮША

Кто же победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет —
Он самый быстрый даст ответ.

Ученик 1 ВИТЯ:

Вопросы викторины.

  1. Место, где река берет свое начало. (Русло)
  2. Лестница на судне (Трап)
  3. Место на берегу, оборудованное для причала судов. (Пристань)
  4. Боковая стенка корабля. (Борт)
  5. Дежурство на судне. (Вахта)
  6. Генеральная уборка на судне (Аврал)

Жюри, отметьте, пожалуйста, лучшего капитана.

Конкурс № 4 “Морской узел”(слайд №43)

Ученик: 2 КСЮША

Каждый моряк должен уметь завязывать узлы.

Задание для команд следующие.

На отряд даётся верёвка длиной 1 м. Нужно как можно больше завязать на ней узелков за 3 минуты. (выдается веревка командам). (слайд №44) музыка

Ученик 1. ВИТЯ А у нас динамическая пауза

Я задаю вопрос, а зал мне отвечает, выполняя соответствующее движение:

Как живешь? – Вот так! — Кулак вперед, большой палец вверх.

Как идешь? – Вот так! – движение, имитирующее ходьбу.

Как бежишь? – Вот так! – бег на месте.

Ночью спишь? – Вот так – ладошки под щеку.

Как встаешь? – Вот так — встать со стульев, руки вверх, потянуться.

А молчишь? – Вот так – палец ко рту.

А кричишь? – Вот так – все громко кричат и топают ногами.

3 этап (рефлексивный).

Ученик: 1 ВИТЯ. Забирает веревки. Вашу работу оценит жюри. Пожалуйста (отдает веревку с узелками)

А теперь слово жюри. (слайд №45)

(Жюри называет победителя игры. Вручаются грамоты).

Учитель литературы: (слайд №46)

Мы благодарим участников литературной игры, желаем вам, ребята, дальнейших успехов!

Заведующий библиотекой:

Читайте больше, читайте с удовольствием и помните, что книга всегда ваш друг!