Царства живой природы. 2-й класс : Начальная школа

Царства живой природы. 2-й класс : Начальная школа

Цели:

образовательные:

  • познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;

развивающие:

  • расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края;
  • развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
  • развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;

воспитательные:

  • способствовать формированию бережного отношения к природе;
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование.

  • мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация;
  • дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);
  • конверты с представителями царства животных для работы в парах;
  • карточки для индивидуальной работы по растениям;
  • микроскоп.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Приложение 1. Слайд 1 “Природа”.

Учитель:

Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Учитель: Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

3. Повторение пройденного материала

На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель: Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать?
Дорисовав картину вы уточните название темы урока. Рисовать будем не красками, а уже готовыми объектами природы. Их нам приготовил – Лесовик.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине.

Учитель: А что украсило картину? (Природа.)
Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.)
Назовите объекты неживой природы.
Назовите объекты живой природы.
А теперь проверим.

Просмотр слайда 2

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О живой природе.) Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы.

(Открыть тему урока на доске: “Царства живой природы”.)

4. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

Просмотр слайда 3 “Царства живой природы”- без названий.

Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

Царство “Животные”

Просмотр слайда 4 Царство “Животные”

Учитель: Рассмотрите внимательно фотографии. На какие группы вы разделили представителей живой природы? (Дикие и домашние.)
Как одним словом можно назвать этих представителей живой природы? (Животные.)

Учитель: Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных/

Просмотр слайда 5 Царство “Животные”

Работа в парах.

Учитель: Лесовик приготовил задание. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Владимирской области.

Просмотр слайда 6 (проверка)

Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Владимирской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.
А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
Пролетают снегири.
Как они красивы!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.

Царство “Растений”

Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)

Просмотр слайда 7 Царство “Растения” (Лес – дерево, кустарник, трава)

Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу “этажи”? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам “соображалка”.

Задание: Соедини рисунки с названием. А Лесовик нам поможет. Он приготовил, задание, выполнив его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?

Просмотр слайда 8 (Дерево, Кустарник, Трава)

Учитель: Верхний “этаж” образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй “этаж” — это кустарники (слайд). А самый нижний “этаж” — травы (слайд). А вот чем отличаются представители каждого “этажа” нам расскажет учебник на странице 93.

Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Физкультминутка для глаз

Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.

Царство “Грибы”.

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Женя шла, шла, шла,
Белый гриб в лесу нашла.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Их положим в кузовок.

(Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)

Учитель: Сколько грибов нашла Женя? Поможем Жене набрать целую корзину. (Стихотворение про грибы.)

(Дети-грибы выходят к доске.)

В лес осенний по тропинке
Мы несём свои корзинки.
Соберём грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы
В ярко красные узоры,
Рыжик прячется в листочках
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.

Учитель: Какие грибы положили в кузовок? А почему мухомор не взяли? (Грибы бывают съедобные и несъедобные.)

Просмотр слайда 9

Учитель: Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?
Вы догадались, в каком царстве мы сейчас были?
И так мы побывали в царстве “Грибы”.

Просмотр слайда 10 (царство “Грибы)

Царство “Бактерии”

Учитель: Мы были в царстве грибов. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.

Сценка по сказке К.Чуковского “Мойдодыр”.

Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой! Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (Он грязный, неумытый.)

Учитель: Там где грязь, там и болезни.

(Микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.

Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ).

Дети, какое же название имеет это царство?

Просмотр слайда 11 (царство “Бактерии”)

5. Закрепление нового материала

Просмотр слайда 12 (Царства живой природы) – названиями.

Учитель: Сделаем вывод: вот мы с вами и побывали в каждом из этих царств, и дали название каждому царству.

Учитель: Ребята, можно ли увидеть на нашей картине царство бактерий? (нет, т.к. мы их без микроскопа не увидим)

Дидактическая игра “”Царства природы” (групповая работа по динамической картине).

Учитель: Лесовик приготовил задание по группам: Выбрать представителей каждого царства с картины. 1 — представителей царства животных, 2 – растений, 3 – грибы.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием (садятся за парты с рисунками).

6. Итог урока

Учитель: Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

7. Экология

Учитель: Ребята, вы не слышите, нас на помощь зовёт Лесовичок. Что случилось с картиной? (Опустела, стала некрасивой.)

Учитель:

Все-все
На свете, на свете нужны!
И мошки, не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!

(Музыка, исполняется песня “Не рвите цветы!”)

Валентина Наумова
Валентина Наумова
Администратор
Оцените автора
Познание