Формирование познавательной мотивации учения младших школьников : Начальная школа

Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребёнок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы. В начале обучения эти мотивы в сочетании с определёнными познавательными интересами способствуют включению ребёнка в учебную деятельность.

Известно, что такая широкая мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддержать учёбу в течении длительного времени, постепенно она теряет своё значение. К концу первого класса среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно — познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимает ведущего места на протяжении всего младшего возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста. Поэтому важно позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе учения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно тому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовлетворение от самого учения.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение — это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Если у школьника в процессе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии у него познавательных мотивов. Познавательные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами), учебно — познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Различные мотивы имеют неординарные проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно — познавательные — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда.

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т. е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.

Видами целей могут быть конечные цели (получить правильный ответ) и промежуточные (найти несколько способов решения и т. д.) Уровни целей связаны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно — познавательные цели, цели самообразования и социальные цели. Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к завершённости учебных действий или их незавершённость, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придаёт большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. Таким образом, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учёта умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных задач, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

Для формирования мотивации учения младших школьников учитель использует различные методические приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить их в группы.

Самым распространённым среди всех групп методов является развитие познавательного интереса.

Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Можно пригласить на урок героев известных сказок, весёлых человечков, которые будут задавать «хитрые» вопросы, приносить конверты с заданиями. Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии, в частности, для уроков ознакомления с окружающим миром.

Например, урок — экскурсия в осенний парк. Какие будут лица детей, когда они увидят красоту осеннего парка. Такие впечатления надолго остаются в памяти детей. Вспомнить стихотворные строки, которыми можно описать увиденное.

Ещё один пример, который описывает Анатолий Гин.

Окружающий мир. Тема «Вода».

— Однажды, говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это правдивый рассказ! (у некоторых детей при этом «глаза на лоб лезут».)

— А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном лежит снег.) Мы так привыкли к воде, что часто не замечаем её удивительных свойств.

Кроме надоедливых стихотворных физминуток проводить свои необычные (динамические паузы). Так во время урока можно «бегать» в парк посмотреть, как падают листья; «ходить» по глубокому снегу; «подкрадываться» к мышке, как кошка; делать «дождливую» зарядку — прыгать через лужи; «бросать» снежки в цель, «лепить» их. Особенно нравятся детям музыкальные паузы.

В последнее время у детей падает интерес к чтению. Как же избежать этого? Использование элементов драматизации и театрализации, помогает разнообразить уроки литературного чтения.

Очень нравится детям готовить рисованные «комиксы» по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения, пересказывать по рисункам.

Особенно заинтересованно дети слушают на уроках математики задачи в стихах, логические задачи и задания, математические игры. Игра «таграм» развивает пространственное воображение, творчество, фантазию. Даже обыкновенная задача, рассказанная в занимательной форме, загадочным тоном, увлекает. Например: «Продавец сказал:

— Если на каждое платье взять по 3 метра, то из этого куска выйдет 9 платьев. Сколько метров в куске?»

На уроках русского языка можно предложить детям такое задание при знакомстве с новым словарным словом «учитель».

«Ребята, вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова».

Если учащиеся затрудняются, можно использовать подводящий диалог:

— Какая буква будет первой? Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны».

Следующий метод — опора на жизненный опыт.

Урок риторики. 2 класс. Тема «Учимся составлять план».

— Давайте прочитаем тему нашего урока. (хором)

— Где вы слышали слово план? (Окружающий мир — план — чертёж. Труд — план -порядок работы. Чтение — план рассказа — начало, основная мысль, концовка. План школьного дня — расписание. План решения примеров — алгоритм.)

Ещё один пример. Урок русского языка, 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Детям предложены слова:

Пр..внивый, в..сёлый, с..рдечный, в..левой, л..нивый, с..рдитый.

После соответствующей орфографической работы, спрашиваю:

— Назовите те качества, которые привлекают вас в человеке?

— Какого друга вы себе выбрали бы? Почему?

— Какого человека называют сердечным? Волевым?

— Составьте рассказ на тему «Я и мой друг».

Нравственный вывод: Хорошо иметь друга.

Ещё один важный метод — создание проблемных ситуаций.

Математика. Тема «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».

В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38 + 47, вызывающий затруднение у детей. (32 + 35, 24 +53, 63 + 26, 38 + 47)

Побуждающий диалог строится следующим образом.

Решите примеры.

— Ребята, вы смогли решить примеры? (Нет, мы не смогли решить пример 38 + 47)

— Каких примеров не решали?

— Почему возникло затруднение? (8 + 7 даёт 15, единиц больше 10)

— Значит, какие примеры будем решать? («Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)

Русский язык. Тема «Парные согласные на конце слова».

Проблемная ситуация.

— Произнесите слова, обозначенные картинками.

— Какие звуки мы произносим на конце этих слов? [К,К]

— Мы произносим одинаковые звуки или разные? (одинаковые)

— Какой звук?

— Это звонкий или глухой звук? (глухой)

— А буквы будем писать одинаковые или разные?

— Какую задачу поставим себе на урок? (попробуем разобраться в написании парных согласных)

Следующий метод — побуждение к поиску альтернативных решений.

Приведу примеры с уроков математики.

Есть три окружности с общим центром. Известно, что радиус каждой следующей окружности отличается от радиуса предыдущей на 2 см. Радиус одной из окружности равен 3 см. Чему равны радиусы двух других? Найди разные решения. (1 -3см, 2 -5см, 3 -7см; 2 -3см, 1 -1см, 3 -5см)

Масса ящика с апельсинами 18кг, а масса ящика с яблоками 27кг. В школьную столовую привезли два ящика с фруктами. Сколько кг фруктов привезли в школьную столовую?

План работы.

  1. Читаем задачу.
  2. Даю возможность детям попробовать решить задачу.
  3. Читаем рассуждения каждого ученика и решение записываем на доске.
  4. Сравниваем решение и ещё раз, с опорой на запись, проговариваем, как поняли условие задачи каждый из ребят. (ап. -36 кг, яб. — 54 кг, ап. и яб. — 45 кг)

Ещё один интересный метод — выполнение творческих заданий.

Данный метод можно использовать на разных предметах. Но я остановлюсь поподробнее на уроке литературы.

Подход к литературе, как к виду искусства даёт в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества. Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературными героями, учился бы верить, дружить, любить.

1. Напиши как можно больше вариантов предложений, которые начинаются с данных букв.

Н:з:о:

Д:с:л:

К:п:о:м:

(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний. Кот поймал обманом мышь.)

2. Усложнить задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

Ж б к о л н д р п л к с п е н б д з а о т о в т

(Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали — зёрнышко, а он твёрдым оказался. Вот так.)

3. Что произошло бы, и что ты сделал бы, если бы:

— из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты:

— у тебя появилась волшебная палочка, шапка — невидимка:

Например, при изучении произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» детям предлагается представить себя этим волшебным цветком, рассказать о «себе», т.е. каждый старается описать свою красоту и направит её на служение людям. Пусть каждый, кто дотронется, до моих лепестков станет добрым, смелым, жалостливым, понимающим,:

Ребёнок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, но духовные ценности у него стоят на первом месте.

И последний метод, о котором я хочу сказать — предъявление заданий «на смекалку».

Ни для кого не секрет, что дети очень любят задания на смекалку. Очень часто используем их на уроках (ребусы, шарады, логические задачи, магические квадраты, задания геометрического характера, и т.д.)

И в заключении я хотела привести высказывание Лева Семёновича Выгодского. Он писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всёй воспитательной системы на точно учтённых детских интересах.

..Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка, к какой — либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».