Беспомощности можно научиться, и это факт

Есть в психологии такой термин – выученная беспомощность. Состояние, говоря по правде, довольно мерзкое – примерно так, как стоять по колено в воде и просить пить. Возникает она, как правило, после нескольких подряд неудачных попыток улучшить ситуацию, в которой оказался человек, хотя её вполне возможно улучшить. Научно явление было изучено в 1967 году Мартином Селигманом, хотя знакомо людям оно было, наверное, с момента появления человека. Вот об этом феномене мы и пообщаемся сегодня.

беспомощность

История открытия феномена

В Пенсильвании, США, в 1964 году пошли по стопам Павлова и продолжили ставить эксперименты на собаках с целью проверки, вырабатывается ли у них условный рефлекс – страх на определённые звуки, с подкреплением в виде чувствительного удара электрическим током сразу после воспроизведения этих звуков.

По условию эксперимента, клетка была закрыта, то есть, бежать животным было некуда. После ряда вышеописанных воздействий, экспериментаторы решили проверить, выработался ли у собак рефлекс на звук, без воздействия током. Клетки открыли, затем воспроизвели ситуацию, ожидая, что нормальное поведение у испытуемых в этом случае – бегство.

Расчёт не оправдался – собаки остались в клетке, и жалобно поскуливая, лежали на полу. Из их поведения Мартин Селигман заключил, что поскольку первые несколько попыток избежать удара током закончились неудачей, то животные приняли его неизбежность и не пытались даже спастись бегством.

эксперимент Селигмана

Эксперимент Селигмана

Профессор на том не унялся и решил провести ряд самостоятельных опытов. В 1967 году он, разбив на три группы своих четвероногих подопечных, продолжил издевательства, в смысле, изыскания.

Первая группа животных, по условиям опыта, могла спокойно прекратить истязания, стоило нажать носом на специальную панель на стене клетки. То есть, ситуация была под контролем испытуемых.

Вторая группа собак ничем не могла влиять на ситуацию, всё заканчивалось, если собака из первой группы снимала питание с системы, отвечающей за подачу напряжения в клетки. По сути, вторая группа находилась в беспомощном положении. Воздействие на обе группы проводилось идентичное и по интенсивности, и по длительности, с разницей лишь в том, могут ли они оказывать какое-то влияние на ситуацию. На третью, контрольную, группу животных воздействие вообще не оказывалось.

По истечении определённого времени, всех испытуемых поместили в ящик с перегородкой. Чтобы воздействие током прекратилось, достаточно было лишь перепрыгнуть через неё. Что и делали испытуемые из первой и третьей групп.

Примечательно, что собаки из второй группы вели себя совершенно иначе — сначала метались по всему ящику, а затем, скуля, ложились на пол и покорно терпели истязания. Вывод из опыта таков – не сама неприятная ситуация вызывает беспомощное поведение, а мнимая или реальная невозможность как-то на неё повлиять.

безысходность у выхода из лабиринта

А что насчёт людей?

Таки да, в 1976 году американские психологи Джудит Роден и Эллен Лангер провели серию сравнительно гуманных, по сравнению с предыдущими, исследований, в доме престарелых. Для этих целей испытуемых разбили на две группы, условно назовём их четвёртый и второй этажи, по месту их тогдашнего проживания. Непосредственно в эксперименте участвовали жильцы четвёртого этажа, 39 женщин и 9 мужчин, тогда как «второй этаж» (там проживало 35 женщин и 9 мужчин) был контрольным.

«Второму этажу» было заявлено нечто в духе того, что сейчас у них в комнатах всё чинно-благородно оформит персонал, будет следить там за порядком и всячески угождать жильцам. Всем было подарено по комнатному растению с заявлением, что следить за ним не надо, медсёстры сами отлично справятся с поливом и уходом.

«Четвёртый этаж» был проинструктирован так – им дали добро обставлять свои комнаты, как они сами считают нужным, переставлять предметы интерьера, сообщать свои пожелания персоналу, если сами что-то физически не в состоянии сделать. Жильцам предоставили возможность самим выбрать из ящика понравившееся им растение или не выбирать никакого, и возложили заботу о поливе и уходе на испытуемых. По вечерам вторников и пятниц демонстрировали кино, причём давали возможность выбрать, когда идти на фильм, и идти ли вообще.

То есть, испытуемой группе «развязали руки» в плане выбора того, как они будут проводить время и контроля над повседневной жизнью. Вроде как «второму этажу» рук никто не связывал, но администрация по факту сама принимала все решения. Опыт продлился в течение трёх недель, на протяжении которых всё шло согласно описанному сценарию. Затем был проведён ряд опросов среди испытуемых, с целью выявить изменения в их настроении и самочувствии. Им также было предложено посмотреть фильм и поучаствовать в простеньком соревновании – угадать число конфет в банке.

как работат выученная беспомощность

Итоги опыта

Безделье, как выяснилось, не принесло счастья контрольной группе – по опросам, настроение упало у них на 0.12 единицы по условной шкале, тогда как на «четвёртом этаже» налицо было воодушевление — +0.28 единицы. По самочувствию наблюдалась похожая картина: -2.39 против +3.97. Количество времени, проведённого в общении с персоналом и с другими пациентами, а также в пассивном наблюдении за медсёстрами (то есть потерянного без толку времени), также заметно изменилось: -2.14 у экспериментальной группы против +4.64 у контрольной.

С кинофильмом и соревнованием ситуация та же – десять желающих с четвёртого этажа против одного со второго. Психологи сделали заключение, что значительная часть изменений, происходящих с человеком во время старения (снижение тонуса и активности, ухудшение памяти) связана непосредственно с уменьшением контроля над аспектами собственной жизни.

Через полгода после опыта Джудит Роден и Эллен Лангер, ещё раз проведя опрос, убедились в долговременности феномена – «четвёртый этаж» чувствовал себя значительно лучше «второго», и пребывал в более бодром настроении. Даже количество умерших пожилых людей среди испытуемых за эти полгода отличалось вдвое: 15% против 30%. Попробуйте угадать, на каком из этажей смертность была выше.

Что мы можем отсюда вынести? Порой людям бывает удобно пребывать в состоянии выученной беспомощности, посыпать голову пеплом и кричать, что ничего у них не получается. Вообще, классная отговорка, тогда не надо и пытаться решать мало-мальски серьёзные проблемы – они же неразрешимы. Но насколько это полезно для психики и для здоровья, мы только что узнали благодаря американским психологам. Каждому своё, конечно, но кто не мечтает прожить долго и счастливо? И кто мешает нам это сделать? Выходит, что мы сами, а вернее, наш мозг, рисующий несуществующие препятствия и утрирующий существующие.

Наталья Шеникина
Наталья Шеникина
Редактор и менеджер
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Познание