Интересные и устрашающие факты о московском метро

Сейчас трудно представить себе Москву без метрополитена. Его строительство позволило решить транспортную проблему и внесло новые краски в жизнь мегаполиса. Об интересных событиях, связанных со столичной подземкой, читайте в нашем обзоре.

Когда появилось метро в Москве?

Открытие первой ветки состоялось 15 мая 1935 г. Она функционировала от «Сокольников» до «Парка культуры», имела отдельный проход к «Смоленской». Честь первой поездки получил рабочий фабрики «Красный пролетарий» Пётр Латышев, купивший билет №1 серии «А».

Запуску предшествовала кропотливая подготовка. В июне 1931 г. вопрос о строительстве затронул первый секретарь Московского горкома Лазарь Каганович, после его выступления депутаты единогласно одобрили идею.

Разработку проекта вёл трест «Метрострой», она продолжалась до 1933 г., в том же году начались масштабные работы. Пробный состав запустили 15 февраля 1935 г.

люди в подземке

Немного фактов в цифрах

  1. Метро состоит из 14 линий и 232 станций. Если прибавить 6 остановок монорельса и 31 остановку МЦК (московское центральное кольцо), то количество увеличится до 269. Общая длина путей – 400 км.
  2. Пропускная способность – 7 миллионов пассажиров в сутки, 2.5 миллиарда в год. Средняя длительность поездки составляет 40 минут.
  3. Арбатско-Покровская линия является самой длинной – 45.1 км. Каховское направление наиболее короткое – 3.3 км.
  4. Самый протяжённый перегон (расстояние между остановками) – 6625 м, «Крылатское-Строгино». Кратчайшая дистанция, 500 м – «Выставочная-Международная».
  5. Над землёй возвышается 19 станций, не считая монорельс и МЦК.
  6. Наиболее глубоко находится «Парк Победы» — 84 м. «Печатники» выстроены ближе всего к поверхности, на глубине 5 м.
  7. Самое длинное сооружение — это «Воробьёвы горы», составляет 282 м.
  8. Эскалаторами оснащено 139 станций. Самый протяжённый механизм функционирует в «Парке Победы», 126 м.
  9. Обслуживают метрополитен 49 тыс. сотрудников.
  10. По количеству пассажиров лидирует Таганрогско-Краснопресненское направление, 28.4 миллиона человек в месяц, наименьшее число имеет Миниметро («Выставочная», «Международная») – 925 тысяч.
  11. Дольше всех строился «Спартак» – 39 лет.
  12. Скорость поездов достигает 40.7 км/ч, это один из самых быстрых показателей в мире. Один состав вмещает 1524 пассажира (для сравнения, в 70-х гг-1190).
  13. Среди станций имеется 48 памятников культурного наследия, около 40 представляют архитектурную ценность.
  14. В мировом рейтинге метрополитенов Москва занимает девятую строчку из десяти по числу станций. Вторая позиция досталась по уровню загруженности (первое место у Токио).

подземка

История появления станций

  1. «Сокольники» – это самая первая платформа, давшая старт масштабному строительству. Одновременно с ней открылись «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Арбатская», «Смоленская», «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина», «Дворец Советов», «Улица Коминтерна», «Парк культуры».
  2. Вторая очередь возводилась под лозунгом «Создадим дворец для народа», стройка завершилась в 1938 г. Появились платформы «Киевская», «Площадь Революции», «Курская», «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова».
  3. Реализация следующего проекта пришлась на годы войны. До 1944 г. ввели в строй «Павелецкую», «Новокузнецкую», «Сталинскую», «Измайловский парк культуры и отдыха», «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Завод им. Сталина».
  4. Четвёртая очередь состояла из Арбатской («Площадь Революции»-«Киевская») и Кольцевой веток, открывалась на протяжении 1950-54 гг. Кольцо соединило «Парк Культуры», «Курскую», «Белорусскую».
  5. Кольцевая линия продолжила развитие до 1975 г. Итогом стало объединение Рижского, Калужского, Ждановского и Краснопресненского диаметров в общие сети. Традиция монументальной архитектуры в это время перестала использоваться, упростились интерьеры.
  6. Калининская, Серпуховско-Тимирязевская ветки строились с 1979 по 1994 г. Годом позже сдана в эксплуатацию Люблинская линия.
  7. Серпуховско-Тимирязевский участок ещё достраивался, вплоть до 2001 г.
  8. Бутовская линия завершена в 2003 г. Через год появился монорельс.
  9. Несостоявшийся проект мини-метро в 2005 г. закончился открытием двух станций – «Выставочная» и «Международная».
  10. Арбатско-Покровская ветка продлевается до «Митино» (2009), затем до «Марьиной Рощи» (2010).
  11. Люблинско-Дмитровское направление соединяет «Марьино» и «Зябликово» (2011).
  12. Калининская ветка выходит за границы МКАД (2012). Годом позже Таганско-Краснопресненская линия продлевается за пределы кольцевой трассы.
  13. Заработало Московское центральное кольцо (2016).
  14. Сейчас активно строятся Солнцевская, Некрасовская, Большая кольцевая и другие линии.

сетка метро

Интересная информация о московском метро

Сначала расскажем о нескольких исторических эпизодах:

  • Первый вариант столичной подземки рассматривался ещё в 1875 г. Тогда предлагалось проложить рельсы от Курского вокзала до Марьиной рощи. Но замысел остался на бумаге.
  • В 1902 г. опытные мастера Балинский и Кнорре предоставили план, позволяющий соединить Замоскворечье и Тверскую заставу. Московская дума отвергла идею: власти засомневались в такой необходимости и продуманности всего процесса. Но первыми за отказ высказались сторонники трамвайного движения (оно приносило ощутимый доход в городской бюджет).
  • Было ещё несколько безуспешных попыток, пока в 1913 г. проектные разработки не начались уже по инициативе городской управы. Рабочие начали возводить депо, завезли стройматериалы. Однако начавшаяся Первая мировая война и последовавшая затем революция внесли свои коррективы. Так царской России и не удалось воплотить в жизнь грандиозный замысел.
  • В период Великой Отечественной войны метрополитен стал бомбоубежищем. В туннелях и вестибюлях размещалось до 500 тыс. человек. Со временем здесь появились магазины, парикмахерская, библиотека. Были приняты роды у 217 мам. На «Кировской» базировался Генеральный штаб.
  • Середина октября 1941 г. стала наиболее критическим временем, когда противник очень близко подошёл к столице. Каганович приказал часть объектов готовить к затоплению, другие – заминировать. Впервые за всю историю поезда не вышли на маршруты утром 16 октября. Вечером пришла новость об отмене приказа.
  • На платформах, возведённых в те времена, сохранились знаки «Сооружено в дни Отечественной войны».

эскалатор

Другие любопытные факты, связанные с жизнью подземки:

  1. Букву М красного цвета (символ метро) предложил архитектор Иван Таранов.
  2. Проект станции «Маяковской» получил признание на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), награждён Гран-при.
  3. Кольцевая линия изначально не планировалась. Пока во время одного из совещаний Сталин случайно поставил кружку с кофе на карту. Указав на круглый отпечаток, он приказал реализовать возникшую идею.
  4. В метро можно встретить следы доисторических животных. Окаменелости моллюсков, морских ежей, кораллов отчётливо видны на известняковой и мраморной облицовке стен и колонн.
  5. Платформа «Динамо» в 40-е годы прошлого века стала временной лабораторией. Советские ученые-ядерщики наблюдали здесь распад урана. Такие опыты требовали защиты от космических лучей, что могли обеспечить только подземные условия.
  6. Через 30 лет несколько помещений метро превратились в плантации, где экспериментаторы пробовали выращивать грибы. По одной из версий грибки предназначались для производства медикаментов. В 90-е гг. эта программа была полностью свёрнута, оборудование вывезено.
  7. Станция «Таганская» снабжена переходом в бункер Сталина. Это секретное убежище для советского руководства было задумано на случай ядерного апокалипсиса. Его построили после смерти вождя, передали в распоряжение штаба дальней авиации. Сейчас здесь располагается Музей холодной войны и ресторан с отменной кухней.
  8. Памятник бездомной собачке по кличке Мальчик установлен на «Менделеевской». Четвероногий друг жил здесь с 1996 г., помогал сторожам следить за порядком. Местные жители, торговцы киосков любили его и подкармливали. Так прошло несколько лет, пока на животное не набросилась сумасшедшая женщина и нанесла смертельный удар ножом.

современное метро

Приметы и страшные истории

Существуют и различные приметы, связанные с метро. «Площадь Революции» – это скромное по площади место, сумело вместить 76 бронзовых статуй. Москвичи верят, что фигуры способны приносить удачу или наоборот. Например:

  • Прохожие трут нос собаки, чтобы день прошёл успешно.
  • Влюблённые, идущие на свидание, трогают туфельку бронзовой красавицы.
  • А вот одного из четырёх петухов (с чуть блестящим клювом) лучше обходить стороной: он навлечёт несчастье.
  • Остальные птицы, если погладить гребешок, привлекут богатство.
  • Статуе красноармейца самой не везёт: несколько раз в год у неё воруют револьвер (видимо, в качестве сувенира).
  • «Партизанская» украшена скульптурой партизанки. Если девушка с парнем встречаются у её правой ноги, их отношения продлятся долго.

Существуют жутковатые истории о двух призрачных поездах. Внешне они напоминают транспорт 40-50-х гг., ходят по Кольцевой линии. Первый состав появляется в ночные часы раз в месяц, останавливается на всех платформах. Кто в него входит, назад не возвращается. Второй призрак ездит с такой же частотой. Однако, хотя его двери и открываются, сесть в вагон не получится. Говорят, там томятся души погибших строителей.

Есть в метро и привидения. Наиболее известен мастер-обходчик Сокольнической линии, 50 лет отдавший любимой работе. Водители составов часто его видят. Хотя он умер в 82 года, появляется он в образе 40-летнего мужчины.

Метрополитен имеет места с плохой энергетикой. Ведь туннели часто строились под снесёнными маленькими деревеньками, проходили в местах захоронений. В таких секторах, где мёртвые были потревожены, пассажиры рассказывают об услышанном ими вое в минуты, когда достаточно тихо.

арка метро

Ещё интересные факты

Только московская подземка предоставляет бесплатный Wi-Fi, во всём мире такая услуга продаётся.
Станция «Римская» украшена действующим фонтаном, единственным в своём роде. Композицию дополняют скульптуры младенцев Ромула и Рема, будущих основателей Рима.

«Котельники» оснащены складом, где остаются найденные сотрудниками вещи. Если посетитель потерял что-то из багажа, за потерей ему следует обратиться сюда. Срок хранения предметов ограничен 6 месяцами.

До начала 90-х гг. все вестибюли были снабжены урнами. Теперь их нет – из-за террористической угрозы.

Станция «Александровский сад» меняла наименование 6 раз, и это настоящий рекорд. Трижды в её названии фигурировал Коминтерн в разных комбинациях, затем она стала «Калининской». И лишь несколько дней продержалось имя «Воздвиженка».

«Пражская» признана самой тихой платформой, при её постройке использовали специальную керамическую плитку, поглощающую звук.

Московский метрополитен стал первым подземным транспортом в нашей стране. Следующий, 2020 год, станет юбилейным – 85 лет. В современную эпоху его сеть продолжает развиваться, ежегодно пополняется новыми постройками. Теперь столичные власти установили новую планку – до 2023 г. ввести в строй 55 остановок. Возможно, со временем столичная подземка займёт первые позиции в мировых рейтингах.

Александра Краснова
Александра Краснова
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Познание