Интересные и познавательные факты о театре

Театр – это особый вид искусства, отличающийся, прежде всего, зрелищностью и мощным эмоциональным воздействием на зрителя. Без театра не мыслит своего существования ни одно цивилизованное государство, ни один культурный человек.

Пара слов об истории его появления

Зародился он в Древней Греции в V в. до н. э. За короткое время эволюционировал от театрализованных шествий со статуей бога Диониса до представлений по мотивам мифов и исторических событий. Особенности античного театра:

  • сцена и зал располагались под открытым небом;
  • чаще всего на театральных подмостках разыгрывались трагедии, позже – и комедии;
  • играли в спектакле только мужчины, в обществе их уважали и даже освобождали от уплаты налогов;
  • мимика и грим не использовалась – на актёрах были большие выразительные маски;
    одна пьеса показывалась лишь единожды;
  • посещение представления было доступно каждому гражданину вне зависимости от положения и материального достатка.

Интересно! Ключевым показателем удачного спектакля являлась реалистичность игры актёров, которые порой так вживались в роль, что жертвовали на сцене собственной жизнью. В Древнем Риме для этих целей использовались приговорённые к смерти преступники.

Самый-самый

Самый большой театр на планете – Национальный центр исполнительских искусств – построен в Китайской народной республике в 2007 году. Здание из титана и стекла эллипсоидной формы с площадью поверхности около 150 тыс. кв. км стоит в центре небольшого прямоугольного искусственного пруда. Внутри располагается три основных зала – оперный (2416 мест), концертный (2017 мест) и зал для драматических спектаклей (1014 мест). В общий внутренний архитектурный ансамбль вписываются также несколько выставочных залов.

Национальный центр исполнительских искусств

Самый маленький театр, занесённый в книгу рекордов Гиннеса – Кремлёвский двор – находится в небольшом австрийском городке Филах. Он представляет собой компактное деревянное строение с квадратной сценой 1,3 м * 1,3 м, где с 2009 года проводятся спектакли и литературные чтения. Посетить его одновременно могут лишь 8 человек.

Кстати! Постановки осуществляются преимущественно на русском языке, в репертуар входят произведения русских классиков. Декорации по причине отсутствия свободного места не используются.

филлах

Самый вместительный – Нью-Йоркский Метрополитен-Опера Хаус. Его зрительный зал рассчитан на 3800 мест, а площадь сцены сравнима с небольшим футбольным полем – более 3 тыс. кв. м. В театре ставится, в основном, мировая классика на языке оригинала. Чтобы донести до каждого зрителя все подробности сюжета, каждое кресло в зале снабжено специальным дисплеем для воспроизведения титров на английском языке.

Нью-Йоркский Метрополитен-Опера Хаус

Самые дорогие билеты на спектакль предлагает зрителям один из старейших и знаменитейших театров — Миланский Ла Скала, который в прошлом году отметил 240-летие со дня основания. Удовольствие от его посещения может обойтись в 300 евро при средней цене за билет в 180 евро. Здесь же можно увидеть наибольшее число ярусов – шесть (5 рядов лож и галерея).

Миланский Ла Скала

Один из самых красивых и необычных – Сиднейский оперный театр – находится в австралийской гавани Беннелонг-Пойнт. Он спроектирован в духе экспрессионизма, покоится на сваях и окружён водой с трёх сторон. Его крыша напоминает паруса, а внутри располагаются пять залов: концертный, оперный, драматический, малая сцена и студия под открытым небом для самых современных постановок.

Работает он круглый год без выходных, исключения составляют Страстная пятница и католическое Рождество. Максимально эффектно смотрится в тёмное время суток благодаря оригинальной подсветке, особенно во время ежегодного фестиваля музыки и света Vivid Sydney.

Сиднейский оперный театр

Детский театр: интересное

Понятие «детский театр» имеет двоякое толкование: «театр для детей» и, собственно, «детский театр»:

  1. Первый – профессиональный – обращён в основном к аудитории до 18 лет. Основной его состав – взрослые актёры, имеющее театральное образование, а в репертуаре преобладают произведения, соответствующие детскому возрасту. Это может быть кукольный, теневой, театр юного зрителя и т. д. В России 183 таких театра, самый известный – Детский музыкальный театр им. Н. Сац в Москве.
  2. Второй может быть создан в любом населённом пункте и отличается тем, что постановка осуществляется силами детей. Это различные любительские (на базе общеобразовательных школ, дворцов культуры, кружков и студий) или учебные театры (на базе школ искусств и театральных колледжей).

детский

Суеверия актёров и актрис

Как и в любой другой, в театральной среде существуют свои традиции, обычаи и приметы. Хорошим знаком считается найти на сцене гвоздь, отвалившийся, например, от реквизита – он означает, что артист будет востребован. Этот предмет может стать хорошим талисманом.

Считается, что если уронить текст пьесы во время репетиции, постановка обречена на провал. Спасением может стать быстрое «приземление» артиста на упавшие страницы. Сцена – священное место. На неё нужно ступать с правой ноги, предварительно дотронувшись до кулисы. Надевать костюм следует также с правой стороны туловища.

Гримёрная, как и сцена, является особым местом для артиста. Её дверь не должна быть завешена плакатами, иначе может «отвернуться», удача, а внутрь следует заходить с левой ноги. Чаще всего в театре нет гримёрки под номером 13.

Плохим предзнаменованием может стать рассыпавшийся грим, также нельзя смотреться в зеркало поверх плеча коллеги по «цеху».

Премьера, по возможности, назначается на пятницу. Скрипящая обувь и сценическая одежда без затяжек будет способствовать триумфу.

Не все актёры отваживаются исполнять роли в мистических спектаклях, полагая, что могут «примерить» судьбу своих героев. Самыми «опасными» считаются «Макбет» Шекспира, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Вий» Гоголя.

Перед выходом на сцену артисту не желают удачи, а говорят «Ни пуха, ни пера!» и дожидаются привычного «К чёрту!»

сцена

Топ-10 фактов, о которых вы не знали

  1. В каждой античной постановке задействовались всего три актёра, которые играли от одного до нескольких персонажей каждый. Смета на оплату их труда составлялась именно на троих.
  2. Перед спартанскими воинами, потерявшими руку в сражении, сажали лысых рабов. По их головам хлопали здоровой рукой, аплодируя таким образом артистам во время представления.
  3. «Мыльные оперы» существовали ещё в древней Сицилии. По вечерам, закончив работать, в театр приходили люди, чтобы посмотреть продолжение действия спектакля, который мог длиться не один месяц.
  4. Первый занавес появился в древнеримских театрах. Перед началом действия он опускался вниз в специально проделанный в полу паз.
  5. В Древнем Риме во время одного из театральных представлений использовалась и первая «фонограмма». Один из актёров (он же драматург) перед спектаклем осип, поэтому во время спектакля он лишь открывал рот, а все реплики за него произносил стоящий позади мальчик.
  6. В XVII веке во французских театрах самых богатых зрителей можно было «вычислить» сразу – они сидели прямо на сцене, подчёркивая тем самым своё привилегированное положение.
  7. Театральный веер не только спасал от духоты, но и использовался в качестве «шпаргалки» для актёров и программки для зрителей.
  8. Самая большая афиша (три метра длиной и два шириной) была напечатана для парижских гастролей русской балерины Анны Павловой в 1909 году.
  9. В одном из театров американского штата Вирджиния билеты выкупают не за деньги, а за продукты питания.
  10. В испанском театре комедии в Барселоне плата за посещение представления взимается с каждого зрителя пропорционально его смеху, который фиксируется специальным устройством по распознаванию мимики, вмонтированным в каждое кресло.

современный театр

Современный театр

Разновидностей театрального жанра в XXI веке достаточно много. Это театры:

  • драмы;
  • кукол (пальчиковый, бибабо, на гапите, теневой, стендовый, тростевых и ростовых кукол, марионеток);
  • оперы и балета;
  • оперетты;
  • пантомимы;
  • эстрады;
  • сатиры;
  • уличный.

В основном, театр – это коллективное искусство. Однако в последнее время всё чаще можно увидеть моноспектакль – представление, которое разыгрывает единственный человек.

Сравнительно молодым явлением можно назвать театр абсурда. В нём нет логики и определённого сюжета, зато есть множество диалогов, событий, человеческих характеров и нелепых ситуаций.

Одно из новых театральных веяний – эпатаж. Желая привлечь внимание различных слоёв общества в ряды театральной публики, режиссёры ставят пьесы молодых драматургов, презентуют зрителям свои трактовки классических произведений, часто адаптируют их к современной действительности.

Происходящее на сцене всецело захватывает и заставляет испытывать всю палитру чувств. Можно радоваться, любить, ненавидеть и даже чувствовать боль героя. Театр воспитывает, учит думать, переживать, осмысливать проблемы окружающей действительности и верить в сказку.

Александра Краснова
Александра Краснова
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Познание