Подчинение превыше совести: эксперимент Милгрэма

Как вы думаете, палач – это призвание или всего лишь обычная профессия, точно такая же, как бухгалтер, токарь или пекарь? На что способен человек, если в его повседневные обязанности будет входить пытать людей, ну или, скажем, казнить их? Обязательно ли иметь для этого какие-то врождённые садистские склонности, или же, в случае исполнения распоряжений авторитетного лица и организации, эту задачу можно поручить простому обывателю?

Не может быть такого, что практически вся Германия 30-40-х годов прошлого века – потенциальные клиенты психиатрической лечебницы. Оказывается, доподлинно установлено, что подчиняясь авторитетам, человек может зайти очень и очень далеко. Это доказал профессор Йельского университета Стэнли Милгрэм серией экспериментов в 1963 году.

Подчинение превыше совести: эксперимент Милгрэма

Цели эксперимента

Задача во время опытов стояла следующая – доподлинно узнать, какие страдания может причинить обычный, не имеющий выраженных психических отклонений человек другому, ни в чём перед ним не повинному человеку в случае выполнения своих должностных обязанностей. Собственно, Милгрэма мучил вопрос о том, что было не так с немецкими гражданами, участвовавшими в массовых пытках, издевательствах и убийствах миллионов людей во времена нацистской Германии.

Изначально эксперимент планировалось провести именно в Германии, поскольку предполагалось, что немцы – какой-то особенный, дисциплинированный и склонный к подчинению авторитету народ. Однако первый же пробный опыт в Коннектикуте показал, что никуда ехать не надо, люди везде, в принципе, очень похожи.

Позже, после опубликования результатов эксперимента в США, он был повторён в Иордании, Австрии, Италии, Германии и Голландии, при этом особых расхождений с первоначальными результатами выявлено не было.

Подчинение превыше совести: эксперимент Милгрэма

Суть опыта

Лицам, участвовавшим в эксперименте, что называется, навешивалась на уши лапша на предмет его целей – им озвучивалось, что задача – выявить закономерность влияния боли на обучаемость и способность к запоминанию. Участник, выполнявший роль ученика, должен был запоминать предложенные ему ассоциативные пары слов из списка вплоть до полного заучивания, а «учитель» — сначала диктовать пары, затем осуществлять проверку памяти испытуемого и, в случае неверного ответа, наказывал его ударом электрического тока, усиливающегося с каждой ошибкой.

Один из участников был «подсадной уткой» — это был ассистент Милгрэма, который, согласно «жребию», всегда становился «учеником», и должен был изображать страдания от якобы получаемых им электрических разрядов. «Учитель» предполагал, что всё было по-настоящему, поскольку на нём «опробовалась» машина, и он получал слабый «демонстрационный» удар током.

В процессе опыта «учитель» удалялся в отдельное помещение, в котором находился «генератор», и из него читал «ученику» ассоциативные пары. На «генераторе» находился ряд с тумблеров, под которыми были указаны значения напряжения от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При переключении какого-либо тумблера, по легенде, «ученик» получал удар током соответствующего напряжения.

После зачитывания пар слов начинался опрос. «Учитель» зачитывал вслух первое слово и предлагал «ученику» четыре варианта ответа, каждому из которых соответствовала кнопка на пульте под рукой испытуемого. Перед «учителем» стояло табло, на котором высвечивалась цифра, соответствующая нажатой кнопке.

В случае верного ответа наказания не следовало. Если же ответ был неверный, «учитель» пользовался тумблерами по нарастающей – 15, 30, 45 и так далее до 450 вольт, после достижения верхней границы продолжал пользоваться крайним тумблером ещё трижды.

По факту, «ученик» саботировал процесс, и из четырёх ответов в среднем выдавал три неверных. В процессе руководитель давал «учителю» понять, что эксперимент будет продолжаться до полного заучивания, и перечень вопросов будет пройден полностью.

В случае колебаний «учителя», ему говорилась одна из четырёх специально подготовленных фраз с требованием продолжать, с постепенным увеличением нажима, в последнем случае звучало сообщение о том, что у него нет выбора. Если же и после четвёртой фразы звучал отказ, эксперимент заканчивался.

Помимо этого набора, «учителя» убеждали в том, что «ученику» не будет причинено физического вреда и вся ответственность лежит на организаторе. Угроз со стороны организатора не звучало, и вне зависимости от того, продолжится опыт или нет, «учителя» получали своё вознаграждение в 4.5 доллара, о чём их уведомляли заранее.

Подчинение превыше совести: эксперимент Милгрэма

Результаты

А теперь, прежде чем читать дальше, попробуйте угадать, каковы же были результаты? Ладно, не буду томить. Из 40 участников, 26 (или 65%) продолжали опыт, невзирая на недовольство «ученика», на его требования прекратить эксперимент, а также жалобы на больное сердце, и продолжили его после того, как тот вообще перестал реагировать на раздражители. Заканчивали эксперимент они лишь по требованию руководителя.

Пятеро (12.5%) прекратили «издевательства» после того, как напряжение достигло 300 вольт, и испытуемый начал выказывать недовольство, стуча в стену, четверо (10%) – на отметке 315 вольт, двое – на 330, и по одному человеку – на 345, 360 и 375 вольтах. То есть вывод весьма интересен – 65% участников, может быть, и испытывали жалость к ни в чём перед ними не повинной жертве, их мучила совесть, но выполнение их обязанностей оказалось важнее.

Вышеописанный опыт неоднократно повторялся, в том числе и в 2008 году, с учётом современных этических ограничений. Но результаты его остаются практически прежними – большая часть людей неспособна противопоставлять свою свободную волю мнимым или реальным авторитетам.

А теперь задумайтесь, какую огромную власть на самом деле имеет государство над населением с учётом современных технологий промывания (или загаживания) мозгов – СМИ, интернетом, а также обладая властными структурами вроде армии и полиции, всеми этими парламентами и палатами. Во многих случаях люди слепо подчиняются не только помимо своей воли, но и в ущерб себе и своим близким.

Стоит задуматься, надо ли выполнять поступившее распоряжение, прежде чем беспрекословно подчиниться кому-либо, невзирая на то, есть у него властные полномочия или нет. Даже вынужденные по долгу службы выполнять приказы начальников люди имеют право не выполнять заведомо незаконный приказ и распоряжение, и ответственность с них в этом случае полностью снимается. Зато, выполняя преступное распоряжение, они становятся соучастниками, и несут ответственность вместе с лицом, отдавшим его. Выбор у человека есть всегда, что бы там кто ни рассказывал.

Наталья Шеникина
Наталья Шеникина
Редактор и менеджер
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Познание