Константин Эдуардович Циолковский, чем знаменит

Выдающийся русский изобретатель и учёный Константин Эдуардович Циолковский известен как отец космонавтики. Но на пути к проектированию первых ракет и выдвижению идей орбитальных станций, он прошёл много этапов. Его работы в областях аэродинамики, воздухоплавания, физики, внесли неоценимый вклад в развитие современной реактивной авиации.

На его трудах выросло несколько поколений талантливых учёных, инженеров и конструкторов. Оставил он и достаточно изобретений, прочно вошедших в жизнь человечества. Мы кратко и с картинками расскажем о самых выдающихся из них.

Моноплан

Настоящим прорывом могла бы стать предложенная Циолковским конструкция моноплана — летательного аппарата с одной плоскостью крыла.

Он сделал все необходимые расчёты и теоретически обосновал более высокие технические характеристики такого корпуса. Особый упор он делал на аэродинамические свойства обтекаемых форм. Он опубликовал свои разработки в 1894 году, но интереса они не вызвали. Это было действительно прорывом по сравнению с распространёнными в то время бипланами и трипланами.

Первый подобный самолёт был продемонстрирован французом Эдуаром Ньюпором только в 1910 году. При этом конструкция моноплана внедрялась очень медленно.

Кстати! В годы Первой мировой войны в небе продолжали сражаться преимущественно морально устаревшие аппараты.

моноплан

Дирижабль

Первые опыты с полётами на аэростатах начались в XIX веке во Франции. Результаты изысканий первых воздухоплавателей были обнадёживающими, но сама конструкция летательных аппаратов отличалась недолговечностью и опасностью эксплуатации. Циолковский первым, в 1885 году, предложил идею аэростата с металлической оболочкой — прообраза дирижаблей, которые появились лишь через полтора десятилетия.

Проект русского учёного выгодно отличался: оболочка из металла позволяла сохранять подъёмную силу аппарата в разных условиях, а вместо взрывоопасного водорода планировалось использовать нагретый воздух.

Дирижабль Циолковского, будь он построен, в два раза превышал бы по размерам знаменитые немецкие «Цеппелины». В Российской империи денег на реализацию проекта не нашлось. Лишь в 1931 году уже советские инженеры попытались воплотить его в жизнь, но из-за недостатка опыта и низкого качества оборудования затея провалилась.

Дирижабль

Шасси

Исследования движения обтекаемых тел и сопротивления воздуха подали ему идею улучшения аэродинамических показателей аэропланов. Суть её заключалась в создании убирающихся в корпус шасси в противовес стационарным. В серию подобные самолёты пошли только в 1930-х годах. Пионерами в этом отношении стали американский Боинг-247 и советский ХАИ-1 конструкции Иосифа Немана.

Аэродинамическая труба

Циолковский известен как создатель первой в России аэродинамической лаборатории. В ней он соорудил трубу для исследования воздействия набегающего потока воздуха на движущиеся объекты.

Это была первая подобная экспериментальная установка в России. Его разработки легли в основу конструкции аэродинамической трубы Московского университета, построенной Николаем Жуковским в 1902 году. Выдающийся авиатор не раз говорил, что многими своими идеями он обязан трудам Константина Эдуардовича.

Аэродинамическая труба

Поезд на подушке

В 1927 году изобретатель опубликовал статью, в которой описал схему и принцип действия поезда на воздушной подушке. Подобная конструкция позволяла почти полностью исключить силу трения. По мнению учёного, затраты энергии на создание необходимого давления воздуха под вагоном были бы намного меньше.

Пока такой поезда не сконструировали, но труды Циолковского легли в основу создания кораблей, работающих на этом же принципе.

Поезд на подушке

Лифт в небеса

Одной из самых оригинальных его идей стал космический лифт. Проект орбитальной космической станции, которая соединялась бы с поверхностью Земли тросом для подъёма людей и грузов, был создан Циолковским в 1895 году. А ведь в это время ещё в зачаточном состоянии находилась авиация! Эта задумка была более детально проработана в 1960-х годах инженером Юрием Арцутановым. В 2005 году американское космическое агентство объявило конкурс на создание проекта подобного лифта.

космический лифт

Ракета

Летательный аппарат для преодоления земного притяжения волновал умы писателей-фантастов с XIX века. Работы Циолковского сделали его реальностью. В 1929 году свет увидела его книга «Космические ракетные поезда», так учёный называл многоступенчатые ракеты.

Он доказал, что только таким способом можно развить скорость, необходимую для преодоления земного притяжения. Он же и рассчитал величину этой скорости, которая сейчас называется второй космической — 11,2 км/с. На практике труды изобретателя удалось проверить во время Великой Отечественной войны, когда немецкая ракета Фау-2 впервые совершила суборбитальный полёт.

Ракета

Александра Краснова
Александра Краснова
Оцените автора
Оцените
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Познание